Обзоры в деталях | Волга | Промышленность

Альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ прикупает мощности

10 Сен '08
Светлана Забалуева, ведущий обозреватель

Тольяттинский «АвтоВАЗ», поддержанный франко-японским автомобильным альянсом Renault-Nissan, объявил о намерении приобрести удмуртский завод «ИжАвто» и долю в казахстанской компании «Азия-Авто». Общая сумма сделок может составить 14 млрд рублей. Аналитики расходятся во мнениях о среднесрочных перспективах автогиганта в связи с этими планами, которые, с одной стороны, открывают «АвтоВАЗу» выход на дальневосточный и сибирский рынки сбыта, а, с другой, создают серьезные проблемы корейскому концерну KIA Motors.

Покупка «ИжАвто»: инвестиция в развитие или второсортную площадку для «доморощенных» марок?

В марте на ОАО «Ижевский автомобильный завод» («ИжАвто») побывала официальная делегация компаний Renault-Nissan и ОАО «Группа «АвтоВАЗ». Тогда же визитеры заявили, что производственная площадка может быть хорошей базой для производства 220 тыс. машин в год с последующим увеличением объемов производства автомобилей до 350 тыс. штук в год и для создания в республике полноценного автомобильного кластера, ориентированного на производство высокотехнологичных автомобильных компонентов. 

Сообщение о покупке Ижевского автозавода в рамках Московского международного автомобильного салона-2008 сделал президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин. Он, однако, оставил в секрете сумму сделки. «По моим оценкам, сделка по покупке 100% «ИжАвто» должна быть завершена в октябре», - цитирует Reuters заявление Алешина. Продавец, группа «СОК», стоимость сделки также не называет.

Официально целью продажи завода обозначено желание руководства загрузить производственные мощности, задействованные сегодня лишь на четверть. В 2007 году завод выпустил, по данным Национальной ассоциации производителей автокомпонентов, лишь 70 тыс. машин.

В 2006 году «СОК» и «АвтоВАЗ» уже вели переговоры о продаже «ИжАвто». Тогда актив оценивала KPMG. Основываясь на этой оценке, «СОК» сделала официальное предложение о продаже «ИжАвто» «АвтоВАЗу» за 12 млрд руб. (около $500 млн). Покупатель, естественно, стремился цену сбить. Эксперты от «АвтоВАЗа» оценивали Ижевский автозавод в 8,7-10 млрд рублей ($350-400 млн). Но теперь, когда решение о покупке принято, неофициальная оценка ОАО «Ижевский автомобильный завод» («ИжАвто») – как раз 12 млрд рублей. Если это подтвердится, то значит его нынешние хозяева так-таки добились желаемой суммы за свой актив.

Краткий урок истории

Любопытно, что тремя годами ранее ситуация была прямо противоположной: это группа «СОК» стремилась приобрести контроль над «АвтоВАЗом». И ей это почти удалось, да помешало федеральное правительство. Тогда мгновенно ушел на пенсию президент «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, а в состав совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» были включены представители «Роспрома» и «Рособоронэкспорта». Затем президентом тольяттинского автозавода был назначен сначала Владимир Артяков (сегодня он губернатор Самарской области), затем – Борис Алешин.

В экспертном сообществе есть сомнения относительно экономической привлекательности сделки в долгосрочной перспективе. Ведь большинство экспертов сходятся во мнении, что единственной возможностью «АвтоВАЗа» увеличить продажи и отпускные цены является существенное повышение качества выпускаемых автомобилей, а завод «ИжАвто» превосходным качеством продукции не отличается.

По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, «АвтоВАЗ» не рассматривает ижевский завод как инвестиционное вложение и не будет развивать на нем более современное производство. Эксперт полагает, что «ИжАвто» нужен «АвтоВАЗу» для того, чтобы перенести туда производство нынешних популярных моделей (например, 2112), которые в перспективе станут «классикой». На своих же конвейерах «АвтоВАЗ», вероятно, начнет собирать автомобили марки Renault. Таким образом, смысл покупки, считает эксперт, сводится к простому стремлению концерна расширить свои производственные мощности. 

KIA Motors: с вещами на выход?

Надо заметить, что кроме «АвтоВАЗа», по словам пресс-секретаря «ИжАвто» Инны Левыкиной, к заводу присматривались еще три потенциальных покупателя. Автосборочным производством интересовались и китайский автомобильный концерн Chery Automobile Сo., и украинская корпорация «Богдан» – производитель автобусов и легковых машин. Одним из претендентов являлся нынешний корейский инвестор «ИжАвто» в лице KIA Motors.

Сейчас «ИжАвто» производит автомобили моделей Kia, «Иж» и «Лада». По свидетельству Национальной ассоциации производителей автокомпонентов, стремление ижевского автозавода найти себе надежного партнера безуспешно длились с середины 90-х годов. Были попытки слиться с американской компанией Ford, а также реализовать проект по сборке автомобилей Hyundai и Skoda.

Конвейер «ИжАвто», попав в 1999 году под влияние группы «СОК», был загружен устаревшими моделями «АвтоВАЗа». Однако кризис продаж снова заставил искать зарубежного партнера, которым и стала компания KIA Motors. Переход на сборку корейских автомобилей был причиной увольнения нескольких тысяч сотрудников.

Говоря о перспективах дальнейшего сотрудничества «ИжАвто» с KIA Motors, генеральный директор предприятия Михаил Добындо отметил, что завод сегодня производит две модели KIA: Kia Spectra, которую планируется производить до 31 декабря 2009 года, и Kia Sorento, которую планируется производить до 2012 года. Общий объем инвестиций в реализацию проекта по полномасштабному производству Kia Sorento, как сообщает официальный сайт группы «СОК», составит свыше 310 млн рублей ($13 млн).

В интервью, данном РИА «Новости», отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе производства автомобилей Kia на «ИжАвто» в случае покупки завода, глава «АвтоВАЗа» Борис Алешин назвал «очень сложным» взаимодействие с корейскими компаниями. «Рассчитывать на то, что мы сможем собирать большой объем этих автомобилей, не приходится», – сказал Алешин.

Какие модели будут собирать на «ИжАвто» его новые владельцы, пока не сообщается. Продолжится ли сотрудничество с KIA Motors, до конца не ясно. Есть предположение, что конкуренты из альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» не захотят производить эти машины на своих новых мощностях.

Скорее всего, KIA Motors делала самостоятельные попытки купить «ИжАвто» именно в ожидании неблагоприятного для себя развития событий. Ведь в ближайших планах компании – продажа в России до 100 тысяч автомобилей, причем на Ижевском автозаводе планировалось производить не менее 80 тысяч из них. Возможно, планы корейцам придется менять.

Новая цель: Казахстан

Глава «АвтоВАЗа» также сообщил, что до конца года компания планирует купить акции казахстанского производителя автомобилей «Азия-Авто», мощность которого составляет 45 тыс. автомобилей в год, информирует К2kapital. По словам Алешина, «Азия-Авто», чье производство сосредоточено в Усть-Каменогорске, нужна «АвтоВАЗу» для упрощения поставок машин в сибирский и дальневосточный регионы, где в настоящее время позиции холдинга достаточно слабы.

В настоящее время этот единственный автозавод в Казахстане работает далеко не в полную мощность. В 2007 году завод выпустил всего 4,4 тыс. машин (модели Lada, Skoda и Chevrolet).

В случае покупки «АвтоВАЗом» предприятия «Азия-Авто» завод будет выпускать модели Lada, Renault и Nissan. Сделку суммой 70-80 млн долларов будут проводить в два этапа. Сначала «АвтоВАЗ» купит 25% «Азия-авто», а в течение 1-1,5 лет нарастит свой пакет до контрольного. Еще около 100 млн долларов «АвтоВАЗ» инвестирует в расширение мощностей «Азия-авто» с 45 тыс. до 120 тыс. автомобилей, пишет «Автостат».

Экономика как продолжение политики

Сделка должна быть закрыта в сентябре-октябре в ходе визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева, которого будут сопровождать топ-менеджеры АвтоВАЗа. Он предложит казахской стороне поднять пошлины на импорт подержанных машин, продажи которых в Казахстане превышают сбыт новых автомобилей. Если предложение будет принято, «АвтоВАЗ» заявит о покупке «Азия-авто» прямо в ходе визита.

Михаил Лямин, аналитик «Банка Москвы», полагает, что проект по сборке автомобилей Lada на казахском предприятии принимает весьма позитивные очертания для «АвтоВАЗа», который вместе с собственными автомобилями планирует собирать на данном предприятии машины партнеров – Renault и Nissan, что удешевит сборку. Кроме того, с учетом стоимости предприятия и суммы инвестиций в него проектные мощности достаточно дешево обойдутся «АвтоВАЗу» в сравнении с планами по расширению завода в Тольятти. При этом создание барьеров для импорта подержанных иномарок снизит риски проекта на первые годы его существования, создав практически гарантированный рынок сбыта продукции.


Для справки:


ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший российский автопроизводитель. Акционерный капитал общества составляет более 9,25 млрд руб. В планах приобретение альянсом Renault-Nissan контрольного пакета акций (50%+1). В 2007 году было произведено 735 897 автомобилей. По данным отчетности по МСФО, выручка «АвтоВАЗа» за 2007 год составила 187,5 млрд рублей, EBITDA - 16,9 млрд рублей. Чистая прибыль – 3,95 млрд рублей.

Альянс «Renault-Nissan» - образован в 1999 году на паритетных началах. По итогам 2006 года в мировом рейтинге альянс занимает четвертое место с результатом продаж 5,7 млн автомобилей. Суммарные продажи альянса в 2007 году в мире – 6,16 млн автомобилей, в России – более 220 тыс.

Группа «СОК» – одна из крупнейших частных компаний России, которая объединяет несколько десятков промышленных предприятий, занятых в различных отраслях отечественной экономик. Обеспечивает АвтоВАЗу до 50% поставок деталей на конвейер, контролирует сбыт автомобилей и запчастей.

ОАО «ИжАвто» - производитель автомобилей, зарегистрирован в Ижевске, Удмуртия. Был спроектирован в 70-е годы при непосредственном участии Renault. У группы «СОК» на момент публикации материала 98% акций завода. В 2007 году «ИжАвто» выпустил 78 802 автомобиля под марками Kia, Lada и «Иж». Объем производства составил 22 231 млн руб., что на 69% больше аналогичного показателя за 2006 год.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...